Является ли Сахаджа Йога тоталитарной сектой?

(дискуссионное эссе)
  

 Тоталитарная секта - определение.

      Прежде чем обсудить вопрос, вынесенный в качестве заголовка, давайте выясним точные значения терминов секта и тоталитарный. Для этого обратимся к толковым словарям русского языка (автору этих строк были доступны два словаря - Ушакова и Ожегова) и Большой советской энциклопедии. Итак:

Секта

  1. Религиозное сообщество, состоящее из людей, отколовшихся от господствующей церкви и принявших новое вероучение.
  2. Отгородившаяся от общения с другими, замкнувшаяся в себе группа лиц. 

      Первое значение, очевидно, не имеет отношения к Сахаджа Йоге, поскольку она не является вариацией какой-либо традиционной мировой религии (как, например, баптизм - производная от традиционного христианства), но с первого момента своего существования включила в себя основные принципы всех существующих мировых духовных учений. Несмотря на использование санскритских терминов и элементов традиционной культуры Индии, Сахаджа Йога не является также учением, отколовшимся от ортодоксального индуизма.

      Если вы когда-нибудь серьезно общались с сахаджа йогами, то могли заметить, что это люди, которые не прячутся от других людей, не предаются аскетическим подвигам и уединению где-нибудь в Гималаях, имеют друзей, которые не являются сахаджа йогами, поддерживают нормальные контакты со своими родственниками, домочадцами и сослуживцами (опять же не сахаджа йогами), читают газеты, смотрят телевизор, ходят в музеи, театры и т.п. Иногда среди сахаджа йогов попадаются люди, похожие на классических сектантов, но, во-первых, таковых явное меньшинство и, во-вторых, сами сахаджа йоги расценивают это не как достоинство, а как проблему и советуют такому человеку хорошенько прочистить свою тонкую систему (особенно левый канал). Из этого следует, что и второе значение термина секта не относится к Сахаджа Йоге.

Тоталитарный

[ позднелат. totalitas - полнота, цельность ] - характеризующийся открытой террористической диктатурой с целью подавления любых форм инакомыслия и установления единого, исповедуемого всеми строя, режима власти, идеологии.


      Очевидно, что в Сахаджа Йоге нет главного признака тоталитаризма - аппарата подавления инакомыслия, механизмов насильственного принуждения. Никто не будет специально приходить к вам домой и следить, как вы исполняете рекомендации Шри Матаджи, что и как вы делаете в свободное от Сахаджа Йоги время. Если вы захотите выйти из Сахаджа Йоги, никто не станет стращать вас адскими муками и вопить над ухом: "Покайся, Брат!" (чем очень любят заниматься околохристианские конфессии).

      Конечно, если ваше поведение явно противоречит основным принципам Сахаджа Йоги, вас могут попросить не посещать коллективные занятия и не называть себя сахаджа йогом в присутствии других людей. Однако, подобная практика существует, например, в любой политической партии - человека, идущего в разрез с общими убеждениями просят положить свой партбилет на стол, и это совершенно нормальная реакция в подобных ситуациях.

      Правда и то, что в Сахаджа Йоге нет демократии, решающее слово по всем принципиальным вопросам принадлежит Шри Матаджи или доверенному лицу, которого назначила Шри Матаджи. Скорее, Сахаджа Йогу можно назвать организацией, существующей в режиме добровольного следования авторитету. Причем, с подобной ситуацией любой нормальный человек сталкивается практически ежедневно. Например, вы решили заняться своим здоровьем и пошли к специалисту (врачу, диетологу и т.д.). Признавая его авторитет в определенных вопросах, вы не станете подвергать сомнению его рекомендации относительно вашего питания, режима дня, профилактических курсов лечения и т.п. Точно так же все сахаджа йоги относятся к рекомендациям Шри Матаджи, признавая её авторитет в вопросах духовного становления человека.

      Конечно, продолжая вышеописанную аналогию, вы можете попасть в руки плохого врача, но это не означает, что сама медицина - лженаука. И среди духовных учителей есть фальшивые гуру, которых на самом деле интересуют власть или деньги, а не благополучие своих учеников. В подобных ситуациях критерием истины является практика. Если вы видите, что человек, прозанимавшийся Сахаджа Йогой 5, 8, 10 лет, не сошел с ума и не превратился в нищего люмпена или ходячий труп, но, напротив, благополучен, оптимистичен и здоров, то вы должны признать, что Шри Матаджи является истинным духовным учителем, из чувства любви и альтруизма стремящимся дать своим ученикам все хорошее и благоприятное.

      Будучи в молодые годы сподвижником Махатмы Ганди в его борьбе за освобождение Индии от британского колониализма, Шри Матаджи всю свою жизнь является последовательным сторонником демократических институтов власти в сфере политической жизни общества.

      На организационном уровне и в Сахаджа Йоге существуют свои вполне демократические институты. Так, в конце ноября 2003 г. был создан Мировой Совет по Развитию Сахаджа Йоги, в который вошли 19 (нечётное число - удобно для голосования) наиболее известных в мире сахаджа йогов. Согласно уставу этого органа, решения принимаются тремя четвертями от состава Совета путём тайного голосования. На каждом заседании председателем становится один из членов Совета, который меняется путём ротации.

      Чтобы еще более глубоко исследовать вопрос о том, насколько Сахаджа Йога представляет собой именно тоталитарную организацию, обратимся к современной психологической науке. Так, например, по версии кафедры психологии Санкт-Петербургского гос. университета существуют десять признаков тоталитарных религиозных сект. Наличие пяти и более признаков одновременно по мнению психологов свидетельствует о том, что рассматриваемое религиозное объединение является тоталитарно-деструктивной организацией.
   

Тоталитарная секта - признаки.

      Итак, рассмотрим эти признаки и дадим краткие комментарии по поводу их проявления именно в Сахаджа Йоге.

Признак Комментарий

Жесткий контроль над временем вступившего в секту человека: четко исполняемый режим дня, загруженность ритуалами до полного отсутствия свободного времени. Требование спрашивать разрешение у руководителя по поводу любого действия вне секты с последующим подробным отчетом: когда ушел, кде был, что делал и т.п.

Единственная рекомендация Шри Матаджи относительно времени - это время утренней медитации (на рассвете, перед восходом солнца). Однако, большинство сахаджа йогов медитируют по утрам в то время, когда они обычно встают - все об этом знают и никто не делает из этого проблемы. Также нельзя сказать, что жизнь сахаджа йога перегружена ритуалами. Необходимый минимум - 10-15 минут медитации утром и столько же времени на медитацию вечером, плюс одно общее занятие раз в неделю часа на два. Все остальное - сверх программы и по желанию самого сахаджа йога. При этом никто даже не поинтересуется (если сам не захочешь поделиться), что ты делал целую неделю между коллективными медитациями, с кем и где был. Также нет никаких жестких указаний относительно режима сна, еды, работы и т.п.

По-возможности полная изоляция неофита от внешних связей - друзей, супруга, родителей. Сужение круга общения исключительно до круга "семьи духовных братьев и сестер".

Шри Матаджи говорит, что сейчас другое время, другие условия эволюции, когда нет необходимости уходить в монастырь или становиться аскетом-отшельником. Все сахаджа йоги живут в своих семьях, свободно общаются со своими друзьями, сослуживцами, однокашниками, соседями и т.п. Некоторые люди, правда, обижаются, когда сахаджа йог не хочет поддержать, к примеру,  пьяную компанию. Но что поделаешь, если алкоголь очень плохо влияет на состояние тонкой системы человека, и все сахаджа йоги знают об этом ...

Содержание неофита в состоянии неведения и неспособности отдавать себе отчет в действиях и ритуалах во время функционирования в секте.

Шри Матаджи всегда старается разъяснить, зачем и почему сахаджа йоги делают что-либо. Например, установка горящей свечи во время медитации именно по левую руку от Шри Матаджи обусловлено свойствами левого энергетического канала, для балансировки которого необходимы свет и тепло.

Создание жестко контролируемой системы, в которой тех, кто отступают от принципов секты, преследуют морально и физически, публично предают анафеме и т.п. При этом ведется жесткий учет членов: Ф.И.О., адрес, телефон, где и как можно быстро найти человека и днем, и ночью.

Самый сложный вопрос для любого сахаджа-йога: "Скажите, сколько точно человек занимается Сахаджа Йогой в вашем городе". После некоторых раздумий вам назовут приблизительную цифру, причем разные сахаджа йоги назовут разные цифры - точного же значения не знает никто. Вся эта неопределенность проистекает из полного отсутствия какого-либо учета приходящих на коллективную медитацию людей. Тем более, никто не спросит у вас документы, справку о психическом здоровье (а иногда было бы не плохо спросить), адрес и телефон. Если вы не появитесь на коллективном занятии несколько раз подряд, кто-либо из ваших друзей среди сахаджа йогов (если вы успели такими друзьями обзавестись и в частном порядке обменялись телефонами) может поинтересоваться, что с вами случилось. Если у вас все в порядке и вы просто не хотите ходить на занятия, никто не будет вам надоедать, проводить среди вас воспитательную работу, а тем более пугать вас жуткими последствиями "вероотступничества".

Создание режима информационной изоляции. Требование читать, слушать и смотреть только то, что "разрешено" учителем или руководителем группы. Чтение только специальной литературы, просмотр только специальных видеофильмов, прослушивание только специальных аудиозаписей. Запрещается читать газеты, журналы, слушать радио, смотреть телевизор.

Шри Матаджи сама смотрит телевизор, читает газеты и рекомендует сахаджа йогам делать то же самое, утверждая, что настоящий сахаджа йог должен быть в курсе всех событий, происходящих в его стране и в мире, должен знать, чем живут люди, каковы их интересы, проблемы и устремления. Например, после выхода на экраны фильма "Титаник" (с Ди Каприо в гл. роли) Шри Матаджи обсуждала этот фильм с сахаджа йогами (разумеется, предполагалось, что все участвующие в обсуждении посмотрели этот фильм).

Насаждение особого рациона питания, объявление определенных продуктов "нечистыми", "антибожественными" и т.п. без реальной мотивации этих запретов.

Шри Матаджи выступает против употребления сахаджа йогами алкоголя, наркотических веществ и консервов (ясно, что лучше есть свежее, чем полуразложившееся), а также грибов и некоторых видов сыров (которые с плесенью). Последнее связано с неблагоприятным влиянием этих продуктов на тонкую систему человека. Детям Шри Матаджи не рекомендует давать чай, кофе, шоколад (они плохо влияют на неокрепшую детскую печень). В остальном, сахаджа йоги едят все, включая мясо (ну, разве можно отказаться от хорошего шашлычка!). При этом Шри Матаджи говорит, что, определяясь с рационом питания, всегда необходимо делать поправку на климатические условия, в которых живет данная группа людей. Например, северные народы должны употреблять в пищу много белка (т.е. мяса), а южные народы (те же индийцы) вполне могут обойтись овощами, фруктами, злаками и орехами. Также рацион питания может зависеть от состояния тонкой системы данного конкретного человека...

Применение психологических методик, приводящих к стойкому торможению нервных тканей коры головного мозга (многочасовые повторения однообразных мантр, стояние или сидение в определенных позах, медитация, специальные дыхательные упражнения, особый рацион питания). Цель: на основе стойкого торможения нервных клеток коры головного мозга создать у человека состояние безразличия, утраты ориентации во времени, добиться ликвидации динамичного логического мышления с целью подавить личность неофита и сделать его послушным чужой воле. Признаки такого человека: отсутствие каких-либо желаний, безразличие, эмоциональная серость, апатия, отсутствие спонтанности, творческих проявлений и чувства юмора (чувство юмора исчезает в первую очередь).

Сахаджа йоги используют медитацию как основную форму своего самосовершенствования, однако рекомендуемая продолжительность медитации - 10-15 минут утром и столько же вечером. При этом как раз не рекомендуется медитировать по нескольку часов и Шри Матаджи ясно говорит об этом всем сахаджа йогам, объясняя, что результатом подобных многочасовых медитаций является потеря энергетического баланса и уход в область коллективного подсознания, что не допустимо. Сахаджа йоги используют также и мантры, во время домашней медитации на декламацию мантр в среднем уходит около 5 минут; на "больших" коллективных медитациях бывают более продолжительные периоды декламации мантр и Имен Божеств на санскрите, но редко длительнее 40 минут, к тому же эти мантры не являются однообразными. Специальные позы (или "асаны"), а также дыхательные упражнения в Сахаджа Йоге не используются, хотя Шри Матаджи и говорит о контроле над дыханием во время медитации. О рационе питания сахаджа йогов было сказано выше. И, наконец, чтобы выяснить, насколько у сахаджа йогов выражены признаки торможения коры головного мозга, следует пообщаться с ними лично.

Формирование представлений об исключительности и богоизбранности членов группы. Включение механизма "мы" (хорошие) и "они" (все остальные - плохие). Неприятие других религий, духовных учителей и просто светских лиц.

Да, при любом удобном случае Шри Матаджи повторяет сахаджа йогам, что они - особенные люди, искатели Истины, имеющие способность выйти за рамки обыденных житейских представлений о смысле человеческого существования. Что поделаешь, это правда. При этом учение Сахаджа Йоги базируется на принципе единства всех мировых религий. Шри Матаджи утверждает, что все мировые религии - цветы на одном дереве духовности и происходят из одного, Божественного источника, а внешние различия между ними связаны лишь с национально-культурными и временными рамками их возникновения и распространения (нельзя также сбрасывать со счетов и эффект искажения изначально чистых учений на длительных временных интервалах). Те, кто ближе знаком с жизнью сахаджа йогов, могут понять, что они поклоняются многим божественным инкарнациям: Иисусу Христу, Кришне, Раме, Будде и т.д. Сахаджа йоги также выступают против дискриминации людей по расовым, национальным и религиозным признакам. Что же касается неприятия светских лиц, то, если эти лица пьяницы, наркоманы, преступники и т.п. - то уж увольте!

Создание у неофита ощущения беспомощности и снятие этого неприятного переживания через обеспечение его моделями нового поведения.

Пообщавшись с сахаджа йогами, понимаешь, что почти все они сначала испытали чувство беспомощности или неудовлетворенности в своей светсткой жизни и только после этого стали заниматься Сахаджа Йогой, которая действительно дала им новые модели поведения и внутреннего отношения к различным жизненным ситуациям. Однако специально никто не занимался их предварительной "обработкой".

Возбуждение у неофита комплекса вины за прошлые "грехи" и использование этого комплекса для запугивания и приобретения контроля над членом группы.

Этому признаку Сахаджа Йога полностью противоположна. Шри Матаджи не устает повторять: "Вы все не Боги, вы - люди, и вам свойственно ошибаться. Не испытывайте вину за свои прошлые ошибки. Бог любит и прощает вас. Просто дайте себе обещание, что впередь никогда больше не будете повторять своих ошибок".

      Внимательно ознакомившись с вышеприведенными сведениями и понаблюдав за повседневной жизнью сахаджа йогов, вы можете теперь достаточно объективно сделать вывод о том, является ли Сахаджа Йога тоталитарной сектой.

[ Сахаджа Йога ]

Сайт управляется системой uCoz